Дом ребёнка №1

для детей с органическим поражением центральной нервной системы и психики

г. Минск, проспект газеты "Правда", 32

8 (017) 272 22 93

e-mail: domr1@mail.ru

e-mail: domr1@mail.ru 8 (017) 272 22 93 г. Минск, проспект газеты "Правда", 32

В дом ребенка поступают дети в возрасте от нуля до трех лет. Это дети из социально-неблагоприятных семей или оставшихся без попечительства родителей. Дети, в основном ослабленные, имеют отклонения в умственном и физическом развитии, они тяжелее обучаются и медленнее развиваются –часто возникает задержка сроков возникновения и качественное своеобразие всех видов детской деятельности и психологических новообразований. Нарушены и поведенческие реакции, дети, как правило, легко возбудимы, беспокойны.

Отсутствие материнской заботы у всех воспитанников домов ребенка усложняет процесс воспитательных и реабилитационных мероприятий, а также заставляет создавать новые организационные формы работы учреждения, позволяющие приблизить условия пребывание детей к семейному окружению. 

Основным принципом нашей педагогической деятельности является  создание условий, приближенных к домашним. Каждый взрослый, который работает с ребенком, сопровождает его весь период пребывания в учреждении, становясь ему наиболее близким человеком, создавая ему чувство защищенности и любви.

С первых месяцев жизни ребенок включен в образовательный процесс в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями - состоянием здоровья, уровнем развития ребенка, его психическими особенностями. Для каждого ребенка корректирующие мероприятия подбираются индивидуально – медицинская, педагогическая, логопедическая, психологическая деятельность взаимосвязана, скорректирована на определенные проблемы определенного ребенка.

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитанников реализуется в планировании и проведении коррекционно-развивающих занятий и реабилитационных мероприятий.

При поступлении ребенка проводится диагностика для выявления направлений работы. В целях решения поставленных задач этого этапа эффективно проводятся индивидуальные и групповые игры-занятия, направленные на стимуляцию общения и организацию взаимодействия.  Ведется систематическая и целенаправленная работа по формированию отношений к окружающему миру, развитию волевых устремлений у детей. Особое внимание уделяется согласованности действиям медико-педагогического персонала, соблюдения общего подхода к ребенку в группе. 

Для детей с тяжелой и сочетанной патологией, в клинической картине которых выделяются нарушения движения, эмоционально-волевой сферы, поведения, приоритетным направлением воспитательной и коррекционно-развивающей работы является формирование общения, в частности, формирование коммуникативных навыков и общения ребенка  с взрослыми в процессе их совместной деятельности.

Кроме традиционных воспитательских занятий эффективными в работе с детьми в доме ребенка являются такие формы работы, как игротерапия, ИЗО-терапия. 

Именно они позволяют  включить детей в ситуации, отрабатывающие четкость сенсомоторных эталонов и  требующие волевого  усилия для достижения результата.  Данные формы работы опираются,  прежде всего, на эмоционально-волевую сферу, выполняющую роль регулятора поведения ребенка на основе отражения  значимости различных ситуаций для его жизнедеятельности.

Особое место в работе с детьми, находящимися  в условиях дома ребенка, отводится использованию элементов ИЗО-терапевтических технологий в режимных моментах, которые позволяют   достаточно эффективно скоррегировать целый ряд проблем:

  • трудности эмоционального общения;
  • стресс и депрессию;
  • импульсивность эмоциональных реакций;
  • эмоциональную депривацию ребенка;
  • искаженность формирования «Я-концепции» и пр.

 

     В учреждении разработана образовательная программа, включающая пять образовательных областей:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

 

     Программой предусмотрены следующие виды детской деятельности:

– игровая,  включающая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др.;

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

– познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

– самообслуживание;

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

– двигательная (овладение основными движениями) -  различные формы активности.

 

     Но первоочередными ведущими направлениями в работе всего персонала дома ребенка являются:

– создание условий для успешной адаптации, эмоционального благополучия, максимальное нивелирование проявлений психической депривации;

– педагогическая реабилитация с первых дней поступления детей в учреждение;

– своевременная диагностика и контроль за развитием ребенка.

 

Для решения задач по социальной адаптации детей в доме ребёнка создана оптимальная предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию и обеспечивающая комплексное развитие воспитанников.

 

Президент Республики Беларусь
Минский городской исполнительный комитет
Комитет по здравоохранению Мингорисполкома
Профессор
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Мед. университет
Минсксанавтотранс
Информационная медицинская телесвязь
Белорусский государственный медицинский колледж
Клопат
БелМАПО
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ
Dadomu
Национальный правовой интернет-портал РБ
Минский государственный медицинский колледж
Здоровые люди